САО: Система обеспечения аварийных запасов нефти и нефтепродуктов непрозрачна
Опубликовано: 29.09.2023
САО: Система обеспечения аварийных запасов нефти и нефтепродуктов непрозрачна
Существующая модель аварийных запасов нефти и нефтепродуктов обеспечивает запасы этих товаров в необходимом количестве, но она организована сложно и непрозрачно. По мнению Высшего контрольно-ревизионного управления (НАО) Словацкой Республики, оно было бы неработоспособным без активного участия частного сектора. Об этом сообщила пресс-секретарь ведомства Даниэла Болех Добакова по итогам проверки ГАО в Управлении государственных материальных резервов.
Государственное управление материальных резервов (SŠHR) несет совместную ответственность за Хранилище, которое обеспечивает хранение аварийных запасов нефти. С другой стороны, хранение аварийных запасов нефтепродуктов - бензина, дизтоплива, авиационного топлива - обеспечивается частным сектором. Результаты текущей проверки аудиторы направят непосредственно в правительство.
Несбалансированная позиция государства и частного партнера
"Военный конфликт на Украине, продолжающийся более полутора лет, подчеркнул важность функционального создания аварийных запасов нефти и ее продуктов для функционирования государства. Поэтому мы рекомендуем правительству всесторонне проанализировать эффективность существующей системы и затем принять решение о необходимых изменениях, поскольку наши выводы выявили существенные риски, связанные не только с непрозрачностью функционирования компании, но и с экономически несбалансированным положением государство и частный партнер", - подчеркнул председатель САО Любомир Андраши.
Так называемая агентская система обеспечения аварийных запасов нефти и нефтепродуктов была создана в 2013 году, когда без экспертизы была создана Складская компания (СпС) как дочерняя компания госкомпаний «Транспетрол» и «СШР», которые до этого совместно обеспечивали этот стратегический район.
«На основании контракта Transpetrol предоставляет услуги SpS примерно на 19 миллионов евро в год, которые ранее делала самостоятельно. Также было создано Агентство по чрезвычайным запасам нефти и нефтепродуктов (EOSA), в котором 70 процентов принадлежит государству, а 30 процентов - частному сектору. Оно заботится о поддержании аварийных запасов нефти и нефтепродуктов, включая их финансирование", - пояснила Болех Добакова.
Расточительные траты уже в 2020 году
По словам Андраши, проверка показала, что SpS оказывается избыточной в системе антикризисного управления государства при обеспечении экстренных поставок. "Большая часть услуг, предоставляемых в агентской модели, оказывается через третьих лиц и является только владельцем хранилищ нефти и нефтепродуктов с неурегулированными имущественными отношениями", - пояснил он.
При этом в ведомстве отметили в своем отчете, что SpS не входит в ценообразование на хранение нефтепродуктов, его определяет хранитель, то есть частный сектор. "Уже в ходе проверки в 2020 году национальные инспекторы выявили расточительные расходы на сумму более 190 миллионов евро, которых не возникло бы, если бы не было изменений в управлении аварийными запасами нефти", - отметил Андраши.
Аудиторы также указали на увеличение затрат в период с 2020 по 2022 год на 22 млн евро, поскольку SpS придется платить материнской компании Transpetrol за услуги, которые она ранее оказывала напрямую. "Это расточительное управление компаниями, где государство занимает важную позицию, в конечном итоге отражается на цене выпуска нефтепродуктов, которую платит потребитель, то есть каждый гражданин, в ценах на нефтепродукты", - заключил Андраши.
Не упускайте из виду